Единый общероссийский номер детского телефона доверия:
Помощь в трудной ситуации
Социальная помощь
Социально-педагогическая деятельность предполагает и так называемое социальное закаливание несовершеннолетних, т.е. развитие способности у них выжить в сложных ситуациях, не сломаться, найти способы преодоления трудностей, оставаясь достойным человеком.
Социальный педагог при реализации ФГОС участвует в образовательном процессе, который понимается как единство трех процессов: обучение, воспитание, развитие в специально созданных условиях с целью передачи и усвоения социального опыта. Социальное сопровождение реализуется непосредственно, в совместной деятельности, что принципиально отличает его от процесса управления, который может осуществляться извне и дистанционно, без непосредственной помощи, личного участия и заботы. Сопровождать необходимо не столько обучающегося, сколько его развитие, учитывая два важнейших процесса – социализацию и индивидуализацию.
Главные задачи социального педагога
1) использует методы анализа, консультирования и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих обучающихся, но и их родителей как целевую группу;
2) тесно сотрудничает с учителями, психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет понимание и интерес к его работе;
3) оказывает всестороннюю помощь отдельным обучающимся и группам, используя методы групповой педагогики, работает с педагогическим коллективом;
4) воздействует на позитивное изменение социального поля в образовательной организации.
Направления работы
. Внутришкольный мониторинг. Он обеспечивает выявление и диагностирование социально-педагогических проблем и включает:
· текущее наблюдение за общей ситуацией в школе, классных коллективах, группах обучающихся, за взаимоотношениями между учителями, учащимися, родителями и т.д.;
· анализ и прогнозирование конкретных проблемных социально-педагогических ситуаций.
2. Социально-педагогическая реабилитация. Данное направление является ведущим в деятельности социального педагога. Оно требует индивидуальной работы с конкретным учеником, где от социального педагога ожидают наибольших успехов, достигнутых личными усилиями. Это направление реализуется в разных видах деятельности
· социально-педагогическая поддержка осуществляется в сотрудничестве с органами местного самоуправления и различными ведомствами, которые обладают необходимыми полномочиями для устройства ребенка и средствами на его содержание, а также с общественностью, в распоряжении которой имеются фонды и волонтеры. В совокупности это позволяет извлекать несовершеннолетних из трудной или опасной ситуации, помещать в приют, передавать в другую семью или интернат, если нужно действовать решительно, а если надежда на оздоровление обстановки в семье не утрачена – включать родителей в реабилитационные программы разных социальных учреждений, центров и т.п.;
· социальный контроль, в котором реализуется функция школы как одного из субъектов системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений, осуществляется во взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (с подведомственными ей учреждениями).
Это направление деятельности предполагает определенное позитивное влияние со стороны школы на прилегающий к ней микрорайон, противодействие субкультурам маргинальной ориентации, которые все решительнее вовлекают в свою сферу несовершеннолетних. Конечно, такая деятельность требует от социального педагога особых умений, нередко личного мужества, но главное, готовности вступиться за интересы несовершеннолетнего в противодействии социальной стихии. Поэтому специалисту приходится осваивать специальные методики работы, формы сотрудничества с авторитетными силами общества и государства, без поддержки которых он не сможет решать столь сложные задачи;
· педагогическая реабилитация представляет собой социальную поддержку внутри учебно-воспитательного процесса. Она предполагает, с одной стороны, добывание средств на сверхнормативные занятия с детьми, с другой – улучшение социально-психологического статуса неуспешного ученика. При этом социальный педагог, по сути, выступает защитником личности ребенка от равнодушно отталкивающей среды. Он символизирует гуманизм коллектива, выступает покровителем отчужденных и вытесняемых.
Социальный педагог
Психологическая помощь
Зачем нужна школе психологическая служба?
Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития. Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Применение научных достижений психологии в практике народного образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы. Организация психологической службы, являющейся основным звеном, организующим психологическое обеспечение в школе, преследует определенные цели и задачи. (Цели и задачи психологической службы определяются в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»/Приказ Министер-0ТВ8 образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636).
Основные направления работы
Основные направления деятельности. педагогической службы школы — психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция, психологическое консультирование.
Кому оказывается психологическая помощь?
Психологическая служба в школе -форма практической деятельности психолога, осуществляемая с целью повышения качества учебной и воспитательной работы. Психолог в Российской общеобразовательной школе был необходим всегда.
В помощи психолога нуждаются все участники учебного процесса. Ученикам психолог может оказать помощь в решении личностных проблем, проблем общения, профориентации и др. Родителям учащихся он может дать советы по воспитанию детей в семье. Особенно в помощи психолога нуждаются учителя: им важно получить совет психолога по созданию оптимальных условий для работы с различными группами учащихся.
Психологическая служба в общеобразовательной школе появилась в конце 80-х годов двадцатого века. Психологическая служба в школе -форма практической деятельности психолога, осуществляемая с целью повышения качества учебной и воспитательной работы. Психолог в Российской общеобразовательной школе был необходим всегда. В помощи психолога нуждаются все участники учебного процесса. Ученикам психолог может оказать помощь в решении личностных проблем, проблем общения, профориентации и др. Родителям учащихся он может дать советы по воспитанию детей в семье. Особенно в помощи психолога нуждаются учителя: им важно получить совет психолога по созданию оптимальных условий для работы с различными группами учащихся, - отмечает Е. Василевская.
Чтобы работа психолога в школе была заметна и полезна, необходимо создание системы и программы работы психологической службы. В прошедшие два десятилетия появилось много работ, в которых обсуждаются вопросы, связанные с организацией работы школьной психологической службы. Работа психолога обсуждается в монографиях, в пособиях по педагогике и психологии, а также в статьях, специально посвященных этой проблеме.
Методическая помощь педагогам
Рекомендации по снижению уровня тревожности учащихся
Для снижения уровня тревожности необходимо проведение учителем ряда мероприятий:
- по возможности – установление дружеских, не авторитарных отношений с детьми;
- снижение частоты использования отрицательного стимулирования выполнения деятельности учащихся, использование положительного стимулирования;
- поощрение ситуаций самовыражения и самораскрытия ребенка;
- мотивация на успех;
- по возможности, не применять ситуаций сравнения учащихся между собой;
- снижение значимости момента проверки знаний (придание процессу проверки знаний излишней значимости, «запугивание накануне», публичность ответов).
Проведение коррекционно – развивающей работы по снятию признаков и проявлений школьной тревожности: развитие навыков поведения в ситуациях вызывающих тревогу, развитие самооценки, укрепление уверенности в себе, развитие навыков межличностного общения.
Педагог-психолог
Служба школьной медиации
Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится
Школьная служба примирения как команда взрослых и обучающихся стремится: При конфликте перевести общение в русло конструктивной коммуникации (рационального, разумного общения). Реализовать совместную деятельность (детей и взрослых) по улучшению школы как элемента самоуправления, перестраивающей существующий тип управления.
Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медации
В современном обществе остро востребована способность граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.
Медиация - одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования. Служба школьной медиации - эта структура, созданная в образовательной организации и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, которая призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в образовательной организации
Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Школьная служба примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации (примирения).
Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к социальному педагогу или педагогу-психологу школы.
После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
- каковы последствия ситуации для обеих сторон;
- каким образом разрешить ситуацию;
- как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
Конфликт в школе – это кризисное развитие педагогической ситуации, характеризующееся резким обострением межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного процесса.
На встрече выполняются следующие правила
На встрече выполняются следующие правила
Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
1. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
2. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
3. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы
Социальный педагог
Уполномоченный по правам ребенка
Уполномоченный по правам ребенка должностное лицо, осуществляющее функции по контролю за обеспечением законных прав и интересов детей.
Основными цели и задачи уполномоченного образовательного учреждения
1) защита прав и законных интересов ребенка в школе.
2) формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса.
3)формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества.
Уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области
Телефон: (4722) 23-10-43
Факс: (4722) 33-54-30
Официальный сайт уполномоченного: http://deti.bel-region.ru/
Приемные дни: второй и четвертый вторник месяца с 10-00 до 17-00
Предварительная запись по телефону: 23-10-43
Прием письменных обращений по адресу: г. Белгород, ул. Проспект Славы, дом 24, устных - по телефону 23-10-43.
Адрес электронной почты: pyatih@belregion.ru.
Куда ещё можно обратиться
В системе деятельности кризисной службы ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» организовано оказание дистанционной психологической поддержки (в форме телефонного консультирования) лицу (несовершеннолетнему, родителю или иному законному представителю несовершеннолетнего по вопросу защиты прав и интересов несовершеннолетнего), обратившемуся по номеру «112».
Также в области с целью оказания помощи молодежи и подросткам на базе управления молодежной политики функционирует Всероссийский телефон доверия, где консультации проводят квалифицированные психологи.
Вся необходимая контактная информация о возможности получения экстренной психологической помощи посредством «телефона доверия» размещена на официальном сайте http://molodchiny.ru.
сайт МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» http://cpp.bip31.ru/
Директор МБУ «ЦППМИСП»:
Устюгова Ирина Александровна
График работы: понедельник — пятница с 9-00 до 18-00
Телефон: 8 (4725) 32-27-30
e-mail: stpsiholog@yandex.ru
Контактная информация:
Белгородская область, город Старый Оскол, м-н Жукова, д.19а
тел. 8 (4725) 32-27-30
e-mail: stpsiholog@yandex.ru